Рекомендации по подбору специалиста на должность полиграфолога

В статье Владимира Айдинова и Татьяны Паничкиной рассматриваются вопросы определения критериев выбора специалиста-полиграфолога в штат компании. (опубликована с разрешения автора).

Как выбрать самого полиграфолога, который является немаловажным звеном при отборе других кандидатов? Если говорить о поиске штатного специалиста, то особенностью полиграфолога является и то, что он, по сути, являясь работником службы безопасности, осведомлен о специфике собеседования при подборе персонала и критериях оценки кандидатов. Это знание влияет на способность соискателя давать социально одобряемые ответы в ходе собеседования, умалчивать о негативных эпизодах и, в целом, создавать позитивное впечатление о себе.
Другой особенностью подбора полиграфолога является сложность оценки компетентности самого полиграфолога, дефицит открытой информации о состоянии профессиональной среды полиграфологов, недостаточность информации о правовом статусе проверок на полиграфе. Зачастую менеджер по подбору персонала (или специалист безопасности) имеет неполное представление о том, каким именно опытом работы и навыками должен обладать полиграфолог-соискатель. Как оценить уровень подготовленности и профессионализм полиграфолога?

Мы можем дать рекомендации по отбору специалиста-полиграфолога, опираясь на собственный опыт подбора и оценки большого количества полиграфологов, как в коммерческих организациях, так и в правоохранительных органах. Уверены, что данные рекомендации помогут избежать ошибок, которые могут оказать негативное влияние на собственную и экономическую безопасность организации.

  1. Базовая подготовка для работы полиграфологом, т. е. именно первоначальное обучение специальности это первое, на что необходимо обращать внимание при уточнении сведений. «Школы полиграфологов», заслуживающие доверия, не предлагают обучиться за один месяц и очень осторожно заявляют о готовности своих выпускников самостоятельно проводить тестирования после усвоения теоретического курса. Продолжительность обучения продиктована не только необходимостью передать большой объем специальных знаний, но и погружением обучающегося в практику, в связи с чем обучение разделено на этапы. Этапность обучения способствует постепенному формированию сознания специалиста, появлению навыков работы с полиграфом под контролем опытных преподавателей. Специалист проходит несколько стадий обучения, и этот процесс занимает от 3 до 6 месяцев. Но и по окончании данного периода обучения было бы неверным утверждать, что «молодой специалист» готов к проведению ПФИ любой сложности.
  2. Существенным фактором «правильного» образования является очный характер обучения. Дистанционная форма освоения естественнонаучных и технические аспектов ПФИ превращается в формальное получение «Свидетельств» и «Сертификатов». Невозможно дистанционно контролировать отработку новоиспеченным специалистом практических навыков. Каждое проведенное психофизиологическое исследование с использованием полиграфа уникально, не существует двух полностью одинаковых людей, всегда присутствуют поведенческие и субъективные особенности личности.

ПРАКТИКА СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ, ЧТО ДАЖЕ ИЗ 100% ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОЧНЫХ КУРСАХ ПОЛИГРАФОЛОГОВ НЕ БОЛЕЕ 10–15% КУРСАНТОВ
ВПОСЛЕДСТВИИ ДОСТИГАЮТ НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

  1. «Школы полиграфологов» дорожащие своим авторитетом, нацеленные на качественную подготовку специалистов, а не на экспресс-обучение, опираются на научные методы, теоретические,эмпирические и прикладные исследования. Заявление о том, что после обучения любой выпускник становится «экспертом», является маркетинговым ходом и не имеет ничего общего с реальной экспертной практикой и возможностью использования результатов тестирований в судебной практике.
  1. При собеседовании или наведении справок о соискателе-полиграфологе необходимо обращать внимание на то, состоит ли специалист в
    профессиональном сообществе. В общении полиграфолога с коллегами происходит не только обмен опытом или актуальной информацией.
    Активность в общении отражает интерес специалиста к своей профессии, формирует ответственность перед коллегами и заказчиками. Нахождение в профессиональном сообществе стимулирует полиграфолога соблюдать профессиональную этику.
  1. Любой работодатель ценит работника, стремящегося к развитию. Регулярное повышение квалификации и инициатива в поиске полезной информации и применении современных технологий выделяет полиграфолога как заинтересованного специалиста. В настоящее время регулярно предоставляется возможность прохождения курсов по профессиональному совершенствованию, в том числе с проработкой отдельных тем дистанционным методом.
  1. Мы не можем не коснуться такого важного фактора в компетентности полиграфолога как профессиональный стаж. В идеальном варианте количество лет в профессии положительно влияет на эффективность в установлении контакта с исследуемым лицом, понимание природы фиксируемых на полиграмме изменений, формирование навыков составления опросников и обработки полиграмм, способность выявить противодействие исследуемого лица, опираться на научность в оценке полиграмм и объективность в принятии решения, соблюдение профессиональной этики. В реальности большой стаж работы полиграфолога не обязательно является эквивалентом правильности подхода к тестированию на полиграфе. Это происходит, если в основу заложено некачественное профессиональное образование, специалист продолжительное время работал без контроля и соблюдения профессиональных стандартов.

7. Дополнительную информацию о работе полиграфолога может дать изучение проводимого им ранее ПФИ.

К сожалению, это далеко не полный перечень признаков некомпетентного полиграфолога, заметных для инициатора или участника проверки на полиграфе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *