В течении последних 10-ти лет в профессии полиграфолога не наблюдается активной динамики развития. Научные исследования в основном сменились практическими наблюдениями, которыми специалисты-полиграфологи делятся с коллегами на конференциях, круглых столах, в социальных сетях и мессенджерах.
Эти наблюдения обсуждаются, но научных экспериментов, в академическом смысле, проводится очень мало. Многие методы и методики основаны лишь на авторских наблюдениях и трансформациях методов, валидизированных академически. У специалистов, проводящих ПФИ с использованием полиграфа, в настоящее время есть масса возможностей развивать свои профессиональные умения и навыки, проходя обучения по смежным направлениям (психология, медицина, верификация, профайлинг, поведенческий анализ). Однако остается большой пласт специалистов, которые не желают или не могут проходить дополнительное обучение и остаются на уровне базовой подготовки специалистов-полиграфологов. Тем не менее такие специалисты продолжают свою профессиональную деятельность, порой не самого высокого ткачества. Еще большая проблема, это все чаще появляющиеся в СМИ статьи и сюжеты о шарлатанах, работающих в сфере детекции лжи. Такие псевдоспециалисты, получив документ о том, что могут проводить ПФИ (диплом, сертификат, свидетельство), не соблюдая основных профессиональных и этических принципов, в ходе своей деятельности грубо нарушают методологию ПФИ, а порой готовят заключения за вознаграждения, с выгодными для заказчиков результатами и выводами.
Основной проблемой полиграфологии в России остается отсутствие закона, принятого на Федеральном уровне, который бы более четко регламентировал не только деятельность специалистов-полиграфологов, но и устанавливал бы контроль за этой деятельностью. Различные направления и школы полиграфологии, обучающие специалистов в России без такого закона не придут к общему знаменателю во взглядах на определенные моменты проведения ПФИ с использованием полиграфа и соответственно эта деятельность, не имея строгой регламентации, позволяет недобросовестным специалистам предоставлять некачественные услуги в сфере детекции лжи. Уверенно развивающиеся информационные технологии дают возможности специалистам-полиграфологам взаимодействовать друг с другом не только в рамках конференций и круглых столов, но и дистанционно. Более ли менее открытый диалог со специалистами, осуществляющими ПФИ с использованием полиграфа в других странах ведет к развитию полиграфологии и в России, что в свою очередь позволяет более прогрессивно рассматривать насущные проблемы метода. Перенимая зарубежный опыт, адаптируя зарубежные подходы к менталитету людей живущих на территории РФ, специалисты в России имеют возможности расширить спектр инструментов, задействованных при проведении ПФИ. Однако подобная адаптация методов также должна осуществляться под контролем научных сообществ, законодательства РФ и валидизироваться в соответствии с академическими канонами.
Положительным и важным моментов стали курсы повышения квалификации в МГГУ им. М.А. Шолохова с приглашением ведущих специалистов из Америки, которые существенно подняли уровень осведомленности и владения современными валидными западными методиками. Польза этих курсов бесценна, так как многие полиграфологи, работающие с тестами Юта, DLST, IZCT, получили возможность задать вопросы первоисточникам. Получение альтернативных источников информации – это повышение не только количества информации, но и её качества. Мы стали более критичны к тем авторским методикам, которые ранее могли применять, основываясь только на внутренних убеждениях или ошибочной парадигме: «ну у меня же получается». Одним из самых важных свидетельств признанной эффективности полиграфа, стало появление собственных служб полиграфологов почти во всех правоохранительных органах, во многих крупных международных компаниях, а также постоянный запрос с их стороны на поиск хороших специалистов. Причина этих изменений не в только в том, что в полиграф стали верить и стали прислушиваться к самим полиграфологам. Полиграф взял на себя очень важную превентивную функцию как в государственных, так и в коммерческих структурах. В психологии поведения всем известен широко распространённый феномен, когда угроза наказания всегда является гораздо большим стимулом, чем сам факт наказания. Теперь многие, кому предстоят регулярные проверки на полиграфе, задаются вопросом: «А нужен ли этот риск?».
Самый важный вклад в развитие полиграфологии внесли те специалисты, которые занимались не только накоплением знаний, но и делились ими. Если ранее мы безоговорочно доверяли только мнению мэтров отечественной полиграфологии, то с появлением альтернативных источников знаний, в нашей сфере регулярно стали возникать дискуссии, порой ожесточённые. Причём обсуждение велось сразу по нескольким фронтам: что лежит в основе работы полиграфа – память или внимание, или симбиоз других психических процессов; нужен ли полиграф в уголовном судопроизводстве и может ли заключение специалиста использоваться как доказательство; уместно ли проведение психофизиологических экспертиз без применения полиграфа в судебном процессе и ряд других не менее актуальных тем. Проедпосылкой появления этих дискуссий были приглашения международных специалистов, проведение круглых столов, конференций и иных встреч. В этой связи большую благодарность нужно выразить тем, кто брал на себя это нелёгкое бремя организаторов и помогал нам учиться. Вот все эти герои (по алфавиту): Венерина О.В., Коровин В.В., Молчанов А.Ю., Николаева И., Пеленицын А.Б., Сошников А.П., Холодный Ю.И., Щербатых А., Щербатых О. и целая плеяда зарубежных специалистов: Гордон, Слапски, Прадо и другие.
Несмотря на большое количество выпускников школ, при поиске «хорошего» полиграфолога сталкиваешься с дефицитом таких. Думаю, эта проблема всегда была и не является новой. Имея возможность общаться с большим количеством специалистов с разным опытом в работе, вижу одну серьезную проблему – это ошибки, которые никто не контролирует. Специалист не имея опыта начинает работать, делает ошибки. Не имея возможности своевременно получить обратную связь от более опытного коллеги, со временем он считает, что делает все правильно и эти ошибки становятся для него нормой. При первоначальной подготовке, введение понятия «супервизии» могло бы существенно изменить качество подготовки молодых специалистов, стать важным моментом в профессиональном росте. Просмотр видео и полиграмм специалиста позволяет увидеть свои плюсы и минусы, исправить ошибки, проработать проблемные моменты.
Для развития и объединения профессии необходимо разработать единые стандарты обучения. Уходить от авторских методик и субъективизма. Стремится к использованию только валидных методов в работе.
Авторы: команда полиграфологов компании «ЕВРАЗ».