Основные методики полиграфных проверок в РФ

Частично плагиат, признаюсь честно, но с моими редакциями в свете сложившихся реалий.

Для решения практических задач, которые стоят перед полиграфологом, формируется программа исследования, представляющая собой строго индивидуализированную (в плане содержания вопросов), «батарею» тестов. Причём некоторые тесты носят обязательный характер, а некоторые – факультативный. Так, к числу обязательных тестов следует отнести адаптирующий (стимулирующий) тест, с которого начинается проведение ПФИ и который необходим для фиксации индивидуального уровня реагирования. Применение же тестов факультативного характера определяется особенностями информационной ситуации, в которой протекает исследование.

По вопросу о необходимости применения в ходе исследования тех или иных методов в среде полиграфологов ведётся достаточно острая дискуссия. В России сегодня сложились два различных подхода к решению этого вопроса, которые находят своё решение в рамках двух основных«школ» полиграфологии, условно именуемых краснодарской и московской, а также еще одного течения, которое не все понимают но специалисты плодятся как кролики в Австралии.

Представители первой из них пользуются при проведении исследований с использованием полиграфа преимущественно методом «непрямых» тестов. «Непрямые» тесты позволяют устанавливать причастность к совершённому преступлению за счёт активации в памяти преступника деталей преступления. Подобные тесты, как уже было отмечено ранее, состоят из набора альтернативных вопросов, один из которых является значимым, то есть прямо относится к совершённому преступлению. В качестве основы данного метода используются детали совершённого преступления, достоверно известные следствию. Полиграфолог при этом как бы интересуется, знает ли обследуемое лицо детали преступления. Если оказывается, что нет, то участник исследования относительно одинаково будет реагировать на все предъявляемые вопросы; если знает – то будет фиксироваться выраженная реакция на значимый вопрос.

Достоинство такого подхода выражается в высокой достоверности получаемых результатов, нередко позволяющей формулировать выводы о причастности или непричастности лица к преступлению в категорической форме. Однако данный метод не лишён и недостатков, наиболее серьёзным из которых следует признать ограниченность сферы его применения. Он может быть реализован только при условии, если обследуемый не мог узнать детали преступления из некриминальных источников (например, от самих сотрудников правоохранительных органов, от знакомых, по радио, телевидению и т.д.).

Кроме того, краснодарской школой активно используются так называемые поисковые тесты, являющиеся разновидностью тестов «непрямого» метода. В поисковые тесты включаются вопросы, по сути представляющие собой оперативные или следственные версии по различным обстоятельствам расследуемого события (например, по поводу местонахождения похищенного имущества, орудия преступления, фамилий соучастников преступления и т.д.). В таком тесте правильные ответы, то есть ответы, верно отражающие обстоятельства преступления, заранее неизвестны, и все вопросы в тесте являются потенциально значимыми. Считается, что повышенная реакция на какой-либо из вопросов даёт основания говорить о подтверждении одной из версий, заложенных в тест. Однако, как показывает практика, выраженная реакция на один из вопросов такого теста может быть вызвана не только знанием проверяемого лица о каком-то факте, но и иными обстоятельствами, например мнением лица о возможности, реальности этого факта. Так, в случае, если проверяемое лицо в силу общих логических рассуждений будет полагать, что одна из версий, заложенных в поисковый тест, более вероятна по сравнению с остальными, то на вопрос о ней может быть получена выраженная реакция, хотя это лицо в действительности может и не иметь никакого отношения к преступлению. Поэтому, учитывая высокую вероятность «ложного обвинения», сферу применения поисковых тестов лучше ограничивать только оперативной работой.

Представители московской школы также активно реализуют метод «непрямых» тестов, однако, наряду с ним широко используется и метод «прямых» тестов. Напомним, что все разновидности прямых тестов объединяет то, что в них используются вопросы трёх типов: нейтральные, контрольные (могут иметь различную форму и назначение) и проверочные (значимые). Суть метода заключается в том, что решение о причастности проверяемого лица к преступлению принимается на основе сравнения его психофизиологических реакций на проверочный и контрольные вопросы. Человек, не совершавший преступления, даёт более выраженные психофизиологические реакции на контрольные вопросы, а причастный к совершению преступления – на проверочные. Важным достоинством «прямого» метода является то, что он может быть использован и в тех случаях, когда само преступление и его детали получили широкую огласку и известны проверяемому лицу (следует отметить, что именно с таким положением дел нередко приходится сталкиваться полиграфологу при назначении ПФИ). Имеются и недостатки, главным из которых следует признать, как правило, вероятный вывод об информированности лица о деталях события, то есть о его причастности к преступлению.

Каждый из названных подходов имеет свои особенности, свои плюсы и минусы при реализации процедуры ПФИ. Поэтому их сравнение на предмет выделения лучшего или более правильного не вполне корректно.

В то же время мы полагаем, что в ходе конкретного исследования тесты существующих методов должны применяться в определённой логической последовательности, оптимальным образом способствующей получению объективного результата: тесты стимуляции (тест на имя, цифровой тест, карточный тест и др.), тесты контрольных и проверочных вопросов («прямые» тесты: тест Бакстера, тест Юта, тест смешанного типа, тест оценки значимости версий и др.), тесты выявления скрываемой информации («непрямые» тесты: тест на знание виновного, пика напряжения, поисковый тест на знание виновного).

И третий существующий, не знаю метод или способ зарабатывания: метод Попова-Лосева, ой, Миллера-Лосева… он даже лицензирован, хотя данный вид деятельности не лицензируется. Выдержка из лицензии: Способ интерактивного психофизиологического тестирования (ПФТ) заключается в том, что производят предъявление тестируемому лицу вопросов теста, определение и анализ параметров психогенеза с использованием датчиков физических параметров тестируемого лица, индикацию результатов тестирования и вынесение суждения. Отличительной особенностью способа Лосева-Попова является то, что вопросы-стимулы теста конструируют в виде вопросов трех типов: вопросы В1 по первой версии, вопросы В2 по второй версии, нейтральные вопросы Н, причем вопросы по первой и второй версиям В1 и В2 имеют взаимоисключающую смысловую нагрузку и равную силу. Тест ПФТ конструируют в соответствии с конкатенацией. При этом определение и анализ психогенеза проводят с использованием полиграфа, а конструкцию вопросов-стимулов двух взаимоисключающих версий, индикацию и обработку данных ПФТ проводят с помощью компьютера с адекватным программным обеспечением…..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *